24.09.2011 в 01:44
Пишет -=Sergey=-:Фарфор М.С. Кузнецова.
Купил на аукционе фарфоровый сливочник (молочник, сметанник) царских времён.
читать дальше
Справка:
«Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
Самый известный и титулованный из рода Кузнецовых, «фарфоровый король».
Награждён орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени, с 1902 г. — «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Р.Ф. - Рижская Фабрика.
В 1887 году рижский завод вошел в созданное на базе нескольких фабрик и заводов "Товарищество М.С. Кузнецова" с правлением в Москве. Утвержденное к образованию 29 сентября 1887 года Товарищество вступило в действие лишь с 1 января 1889 года. В 1884 году на Рижском заводе работало 1103 человека, в начале 1900-х — 1868 человек. По тем временам – очень крупное предприятие. При заводе существовало училище на 200 детей.
Синее клеймо с двуглавым орлом и надписью «Т-во М.С. Кузнецова. Р.Ф.» означает: «Товарищество Матвея Сидоровича Кузнецова. Рижская фабрика». Такое клеймо ставилось на изделия примерно с 1890 по 1917 год. Изделия Дулевской фабрики того же периода маркировались почти так же, но вместо букв «Р.Ф.» ставилось «Д.Ф.».
На Рижском заводе выпускалась столовая посуда, чайная посуда и другие изделия из фарфора, фаянса и полуфаянса, майолики (камины,печи, сантехнический фаянс, электроизоляторы). На некоторых отечественных и зарубежных выставках продукция завода была отмечена наградами. В 1940 году, с присоединением стран Прибалтики к Советской России, завод был национализирован.
Кузнецовский фарфор всегда был рассчитан на простого обывателя. Товар для крестьян был дешевый, горожане скупали сервизы средней цены, но по росписи похожие на дорогие "дворянские". Кроме того, выпускалась посуда "трактирная", для ресторанов.
После участия в Московской политехнической выставке в 1872 году и в промышленной выставке в Нижнем Новгороде М.С. Кузнецов получил право ставить на своих изделиях Государственный герб. Росла и мировая слава. Свидетельство тому — золотые медали на Всемирных выставках в Париже в 1889 и 1900 годах, «Гран-при» на выставке в Реймсе в 1903-м и Льеже в 1905-м.
В 1902 году Кузнецов получил звание поставщика императорского двора, все выгодные заказы предлагались в первую очередь ему. К началу XX века Кузнецовы скупили практически все фарфоровые мануфактуры России – кроме Императорского фарфорового завода, - однако клейма на фарфоре знаменитых мануфактур оставались прежними.
К концу XIX века Кузнецовы создали настоящую фарфоровую империю. Ежегодно заводы «Товарищества М.С. Кузнецова» выпускали продукцию более чем на 7 тысяч рублей — две трети всего производства отрасли в России. В состав Товарищества к 1917 г. входили 8 заводов (Дулевский, Рижский, Тверской – бывший Ауэрбаха, Дмитровский - бывший Гарднера и другие). Матвей Кузнецов имел 15 постоянных торговых центров в Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Варшаве; торговал на двенадцати российских ярмарках, а также в Персии, Турции и на Балканах.
Кузнецовы были старообрядцами, и зачастую они выбирали место для расположения нового завода неподалеку от старообрядческих общин, для того, чтобы обеспечить единоверцев работой. Часто продукция Рижского и других заводов продавалась по демпинговым ценам, что помогло ликвидировать мелких конкурентов.
Повышенное внимание на кузнецовских фарфоровых заводах уделялось внедрению технических новшеств. Например, использование торфа для обжига фарфора в условиях подорожания дровяного отопления, было внедрено на Дулевском заводе среди первых заводов в России.
В конце XIX века, когда в Европе фарфор принялись не раскрашивать, а наносить рисунок переводными картинками, Кузнецов наладил выпуск собственных переводных картинок. А в 1910 году Кузнецов закупил новейшие французские автоматы фирмы «Фор» для формовки кофейных и чайных чашек с толстыми небьющимися стенками. В производстве находилось 112 чайных сервизов разных "фасонов" и 20 кофейных наборов. В кузнецовских каталогах 1915 г. насчитывается 329 форм одних только чашек. В особую группу выделялись подарочные чашки с такими надписями: "Чай пей" - примерно на 250 мл, "Пей другую" - на пол-литра и "Довольно и одной" - на великанской литровой. Любил русский человек чаю выпить! А чайники! "Круглый", "трактирный", "дулькой", "репкой", "каской". Чайные пары "круглая", "толсторучка", "стопкой" и пр. Московские, наиболее искушенные в этом деле хозяйки любили подавать к чайному столу свежее масло в кузнецовских масленках, на формах которых демонстрировали свое мастерство и неисчерпаемую фантазию мастера-фарфористы. А выбрать было из чего - масленки "дыня", "тыква", "курица", "огурец", "гроздь винограда", "калач", "орех", "ананас", даже масленка в виде стопки блинов или масленка-бант. Такая вещь служила и украшением стола, и забавой. Именно вещи периода "Товарищества" мы сейчас чаще всего называем "кузнецовскими", поскольку их довольно много сохранилось до наших дней.
М.С. Кузнецов переманивал к себе лучших специалистов: художников, формовщиков, управленцев. Для управления персоналом использовались такие методы, как укрепление религиозности рабочих, а также экономическое воздействие: например, на рижской фабрике лучшим сотрудникам дарили посуду - правда, без заводского клейма, чтобы исключить перепродажу. За нерадивость штрафовали. Каждый год перед Пасхой всех рабочих без исключения рассчитывали, а после праздников начинали новый прием на работу, таким образом легко избавляясь от неугодных работников.
Еще при Т.Я.Кузнецове по ярмаркам регулярно рассылались приказчики для изучения спроса. Кузнецовы всегда были хорошо осведомлены о вкусах и потребностях покупателей. Так, на протяжении семидесяти лет наибольшим спросом пользовался "агашечный" дулевский фарфор: посуда из фарфора с росписью в виде ярких розанов, наносившихся на изделие пальцем, которую придумала некая Агафья, от имени которой и пошло название этого стиля. Во второй половине XIX века кузнецовский фарфор стилизовали под западноевропейские образцы, чтобы соответствовать спросу растущего сословия предпринимателей. Производилась и кричащая о богатстве посуда "золотое нутро или полунутро" с покрытой золотом полностью или наполовину внутренней поверхностью.
В 1917 году фарфоровая империя рухнула. После 1917 года в собственности семьи Кузнецовых осталась только Рижская фабрика. В 1940 году, когда советская власть пришла и в Прибалтику, Кузнецовы остались на собственной фабрике обычными служащими. Георгий Матвеевич Кузнецов был сослан на Колыму и пропал без вести. Во время немецкой оккупации Кузнецовы уехали из Прибалтики на Запад.
Инфу взял тут
URL записиКупил на аукционе фарфоровый сливочник (молочник, сметанник) царских времён.
читать дальше
Справка:
«Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
Самый известный и титулованный из рода Кузнецовых, «фарфоровый король».
Награждён орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени, с 1902 г. — «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Р.Ф. - Рижская Фабрика.
В 1887 году рижский завод вошел в созданное на базе нескольких фабрик и заводов "Товарищество М.С. Кузнецова" с правлением в Москве. Утвержденное к образованию 29 сентября 1887 года Товарищество вступило в действие лишь с 1 января 1889 года. В 1884 году на Рижском заводе работало 1103 человека, в начале 1900-х — 1868 человек. По тем временам – очень крупное предприятие. При заводе существовало училище на 200 детей.
Синее клеймо с двуглавым орлом и надписью «Т-во М.С. Кузнецова. Р.Ф.» означает: «Товарищество Матвея Сидоровича Кузнецова. Рижская фабрика». Такое клеймо ставилось на изделия примерно с 1890 по 1917 год. Изделия Дулевской фабрики того же периода маркировались почти так же, но вместо букв «Р.Ф.» ставилось «Д.Ф.».
На Рижском заводе выпускалась столовая посуда, чайная посуда и другие изделия из фарфора, фаянса и полуфаянса, майолики (камины,печи, сантехнический фаянс, электроизоляторы). На некоторых отечественных и зарубежных выставках продукция завода была отмечена наградами. В 1940 году, с присоединением стран Прибалтики к Советской России, завод был национализирован.
Кузнецовский фарфор всегда был рассчитан на простого обывателя. Товар для крестьян был дешевый, горожане скупали сервизы средней цены, но по росписи похожие на дорогие "дворянские". Кроме того, выпускалась посуда "трактирная", для ресторанов.
После участия в Московской политехнической выставке в 1872 году и в промышленной выставке в Нижнем Новгороде М.С. Кузнецов получил право ставить на своих изделиях Государственный герб. Росла и мировая слава. Свидетельство тому — золотые медали на Всемирных выставках в Париже в 1889 и 1900 годах, «Гран-при» на выставке в Реймсе в 1903-м и Льеже в 1905-м.
В 1902 году Кузнецов получил звание поставщика императорского двора, все выгодные заказы предлагались в первую очередь ему. К началу XX века Кузнецовы скупили практически все фарфоровые мануфактуры России – кроме Императорского фарфорового завода, - однако клейма на фарфоре знаменитых мануфактур оставались прежними.
К концу XIX века Кузнецовы создали настоящую фарфоровую империю. Ежегодно заводы «Товарищества М.С. Кузнецова» выпускали продукцию более чем на 7 тысяч рублей — две трети всего производства отрасли в России. В состав Товарищества к 1917 г. входили 8 заводов (Дулевский, Рижский, Тверской – бывший Ауэрбаха, Дмитровский - бывший Гарднера и другие). Матвей Кузнецов имел 15 постоянных торговых центров в Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Варшаве; торговал на двенадцати российских ярмарках, а также в Персии, Турции и на Балканах.
Кузнецовы были старообрядцами, и зачастую они выбирали место для расположения нового завода неподалеку от старообрядческих общин, для того, чтобы обеспечить единоверцев работой. Часто продукция Рижского и других заводов продавалась по демпинговым ценам, что помогло ликвидировать мелких конкурентов.
Повышенное внимание на кузнецовских фарфоровых заводах уделялось внедрению технических новшеств. Например, использование торфа для обжига фарфора в условиях подорожания дровяного отопления, было внедрено на Дулевском заводе среди первых заводов в России.
В конце XIX века, когда в Европе фарфор принялись не раскрашивать, а наносить рисунок переводными картинками, Кузнецов наладил выпуск собственных переводных картинок. А в 1910 году Кузнецов закупил новейшие французские автоматы фирмы «Фор» для формовки кофейных и чайных чашек с толстыми небьющимися стенками. В производстве находилось 112 чайных сервизов разных "фасонов" и 20 кофейных наборов. В кузнецовских каталогах 1915 г. насчитывается 329 форм одних только чашек. В особую группу выделялись подарочные чашки с такими надписями: "Чай пей" - примерно на 250 мл, "Пей другую" - на пол-литра и "Довольно и одной" - на великанской литровой. Любил русский человек чаю выпить! А чайники! "Круглый", "трактирный", "дулькой", "репкой", "каской". Чайные пары "круглая", "толсторучка", "стопкой" и пр. Московские, наиболее искушенные в этом деле хозяйки любили подавать к чайному столу свежее масло в кузнецовских масленках, на формах которых демонстрировали свое мастерство и неисчерпаемую фантазию мастера-фарфористы. А выбрать было из чего - масленки "дыня", "тыква", "курица", "огурец", "гроздь винограда", "калач", "орех", "ананас", даже масленка в виде стопки блинов или масленка-бант. Такая вещь служила и украшением стола, и забавой. Именно вещи периода "Товарищества" мы сейчас чаще всего называем "кузнецовскими", поскольку их довольно много сохранилось до наших дней.
М.С. Кузнецов переманивал к себе лучших специалистов: художников, формовщиков, управленцев. Для управления персоналом использовались такие методы, как укрепление религиозности рабочих, а также экономическое воздействие: например, на рижской фабрике лучшим сотрудникам дарили посуду - правда, без заводского клейма, чтобы исключить перепродажу. За нерадивость штрафовали. Каждый год перед Пасхой всех рабочих без исключения рассчитывали, а после праздников начинали новый прием на работу, таким образом легко избавляясь от неугодных работников.
Еще при Т.Я.Кузнецове по ярмаркам регулярно рассылались приказчики для изучения спроса. Кузнецовы всегда были хорошо осведомлены о вкусах и потребностях покупателей. Так, на протяжении семидесяти лет наибольшим спросом пользовался "агашечный" дулевский фарфор: посуда из фарфора с росписью в виде ярких розанов, наносившихся на изделие пальцем, которую придумала некая Агафья, от имени которой и пошло название этого стиля. Во второй половине XIX века кузнецовский фарфор стилизовали под западноевропейские образцы, чтобы соответствовать спросу растущего сословия предпринимателей. Производилась и кричащая о богатстве посуда "золотое нутро или полунутро" с покрытой золотом полностью или наполовину внутренней поверхностью.
В 1917 году фарфоровая империя рухнула. После 1917 года в собственности семьи Кузнецовых осталась только Рижская фабрика. В 1940 году, когда советская власть пришла и в Прибалтику, Кузнецовы остались на собственной фабрике обычными служащими. Георгий Матвеевич Кузнецов был сослан на Колыму и пропал без вести. Во время немецкой оккупации Кузнецовы уехали из Прибалтики на Запад.
Инфу взял тут